Унинская земля…
Затерялась она среди лесов вятской провинции - не сразу и разглядишь. Но для всех здесь живущих и живших когда - то нет и не было края ближе и родней.
В апреле 2016 года объявлен Марафон добрых дел - «Добрая Вятка».
5 апреля в рамках фестиваля «Диалог культур» в Центре внешкольной работы прошла интеллектуально-познавательная игра «Коренные жители Унинского района», цель которой проинформировать о разных народах, проживающих на территории Унинского района.
Ребята узнали, что первые люди, появившиеся в нашем крае, коми селились по берегам рек Кильмезь, Чепца, Лумпун, Коса и Святица. Это было более 10 веков назад. А реки являлись для людей средством передвижения.
Позднее на территории нашего Унинского края появляются новые народности, среди них - удмурты.
Удмурты селились по берегам рек Коса, Святица и Лумпун. Обоснованные ими, уже исчезнувшие, деревни носят удмуртские названия: Юбери (от удмурт. скворец), Кочиж (от удмурт. кошка), Маги (от удмурт. имени Мага).
Много лет назад иногда русские и удмуртские народности враждовали между собой из-за захвата территорий. Но после вмешательства правительства, а в то время страной правил царь, дальнейшее заселение русскими крестьянами здешних земель носило мирный характер. Деревням, основанным рядом с удмуртскими, русское население давало парные названия. Например, Русские и Удмуртские Тимши, Русский и Удмуртский Сурвай.
О том, что на территории района проживали коми-пермяки, это народ родственно самый близкий к удмуртскому, говорят такие названия: река Лема, село Верхолемье, деревня Пермяки.
Говоря о заселении Унинского края, нельзя не упомянуть и о татарах. На территории Унинского района большого проживания татар не зафиксировано, но встречается достаточно много населенных пунктов и отдельных территорий с татарскими названиями. Существует множество легенд об основании татарами той или другой деревни.
По легенде среди болотистой местности, на угоре, поросшем соснами, была основана татарами в 17 веке деревня Сосново.
От татарского слова «САРЫ» (в переводе с татар. – желтый) получила в нашем районе небольшая речка Сардык. По названию реки получило название и село Сардык, а вот деревню по преданиям основали татары.
Со слов старожилов, на месте деревни Семешинцы (недалеко от села Елгань) раньше жили татары. По существующей легенде, когда они здесь поселились, то посадили дуб и завещали: «Когда погибнет дерево, тогда исчезнет и деревня». Удивительно, но так все и произошло на самом деле.
Дети познакомились с национальными костюмами разных народов заселявших Унинскую землю, послушали песни на удмуртском и русском языках в исполнении удмуртского ансамбля «Купанча» (что в переводе с удмуртского означает – василек).
Национальный удмуртский костюм, который бережно хранится в краеведческой комнате ЦВР, «рассказал» о национальном колорите удмуртов.
Леонид Иванович Шулятьев – член Союза журналистов России, наш земляк, написал стихотворение «Сказание о земле Унинской». Данное произведение знакомит нас с историей образования села Уни, заселения нашего края.
В заключение ребята послушали это стихотворение:
Земля Унинская родная,
Ты корни древние таишь,
И от невзгод не унывая
Который век уже стоишь.
Тебя здесь предки обживали,
Бежав от барина сюда,
Места свои облюбовали
И поселились навсегда.
У скромной речки на пригорке
Построились удмурты, и они
Тут первой же своей десятидворке
Названье дали звонкое – Уни!
Шли годы, множились деревни,
Крестьяне строились окрест,
Прибыло русских пополненье
Из близких и далеких мест.
Мероприятие носило познавательный характер, дети получили интересную информацию о национальностях, проживающих на территории Унинского района. |