19 мая 1922 года вторая Всероссийская конференция комсомола одобрила опыт московских комсомольцев по созданию отрядов юных пионеров и предложила распространить этот опыт на другие организации РКСМ (Российские коммунистические союзы молодежи).
Этот день вошел в историю пионерской организации как день ее рождения.
Первый пионерский отряд в г. Вятке был создан при клубе имени Карла Либнехта. В сентябре 1922 года в Вятке насчитывалось уже 200 пионеров.
В 1924 году Вятский комсомол стал создавать при пионерских отрядах октябрятские группы.
В Вятке по решению губернского комитета комсомола создается городской Дворец пионеров (вначале он назывался губернский пионерский клуб «Кузница коммунизма»). Появляются Дома пионеров в городах Яранске, Халтурине, Уржуме, областная станция юных техников, спортивные школы в городах Омутнинске, Слободском.
В этот период времени территория Унинского района входила в состав укрупненной волости Нолинского уезда.
Первая пионерская организация в нашем районе была создана зимой 1924 года при Унинской школе, школе крестьянской молодежи.
У истоков пионерского движения стояли активные комсомольцы: Мария Бронникова, Клавдия Лапшина, Клавдия Солодова, Артемий Хаймин, Николай Козяков и другие.
Организация пионерских отрядов – одна из больших ответственных задач, которые возложены на волостной комитет комсомола.
Первыми руководителями и организаторами их были учащиеся старших классов средней школы: Ворожцов Федор Ионович, Ничунаева Екатерина Захаровна, Буркова Мария Ивановна.
Примерно в то же время еще три пионерских отряда сформированы в Сосновском детском доме. Их руководителями стали воспитатели М. Сушкова, Е. Байбарзина и Л. Лютикова.
С ростом пионерского движения возникла необходимость создания волостного бюро пионеров, которое было создано при волкоме ВЛКСМ. В его состав вошли: член волкома ВЛКСМ, заведующий волостным бюро Иван Игнатьевич Вертунень, учащиеся старших классов Ф. Ворожцов, М. Буркова, Е. Ничунаева, воспитатели Сосновского детского дома.
В ноябре 1924 года были направлены на месячные курсы по подготовке пионерских работников Ворожцова Ф.И. и Ничунаева Е.З.
К маю 1925 года пионерскими отрядами было охвачено уже 300 ребят.
Вступление в пионеры всегда было торжественным моментом в жизни детей. Это мероприятие проходило в присутствии всех учителей школы, ребят, комсомольцев, участников гражданской войны и руководителей районных организаций.
Главной заботой пионеров того времени была учеба. Знания оценивались по 3-х бальной системе: удовлетворительно, слабо, неудовлетворительно. Тех, кто ленился учиться, критиковали в стенгазетах, налагали взыскания вплоть до исключения из пионеров.
За каждым звеном была закреплена деревня. Пионеры ходили туда 2-3 раза в неделю, чтобы проводить беседы с жителями деревень, читать газеты.
С большим желанием занимались пионеры физкультурными мероприятиями: игра в футбол, волейбол, городки. В зимнее время – вылазки на лыжах, соревнования на скорость. Обычно катались с гор в Шаймах.
(из воспоминаний Ворожцова В.А. - секретаря Волкома ВЛКСМ, Хаймина Артемия Васильевича).
«В январе 1924 года в Сосновской школе прошло собрание учителей и ребят, на котором узнали о смерти В.И. Ленина. После собрания все 40 учащихся 4 класса вступили в пионеры, поклялись быть верными идеями Ленина, - вспоминает пионерка 20-х годов Н.Набатова. - В 1924 году впервые состоялся волостной пионерский слет. Так день ото дня росла и крепла Унинская детская организация. И те пионеры, которые были в организации на заре ее возникновения, стали впоследствии замечательными специалистами народного хозяйства, учителями, отважными солдатами и командирами Красной Армии, партийными и комсомольскими».
Пионеры 30-х годов
Слева направо: Попцов Иван, Наймушина Валя, Метелева Валя,
Мишина Катя, Городилов Иван
В 1929 - 1930 годах в Унинском районе, как и по всей стране, началась коллективизация. Работа пионерской организации в это трудное насыщенное время значительно усложнилась. Пионеры и комсомольцы как бы сразу повзрослели. Меньше стали заниматься увеселительными мероприятиями. Пионерская работа приобрела более строгие деловые формы. Вместе с членами партии пионеры ходили по деревням Унинского сельского Совета проводить собрания с крестьянами, вовлекать их в колхозы. Кроме того, выпускали стенные газеты, писали агитплакаты и лозунги.
Для того, чтобы убедить крестьян в необходимости вступать в колхозы, пионерам приходилось быть страстными и убежденными ораторами, умеющими говорить и убеждать пока словами, так как практически примеров колхозной жизни в районе тогда еще не было.
Когда были созданы колхозы, перед пионерами встали новые задачи чисто практического характера: занимались оборудованием колхозных контор и красных уголков наглядной агитацией, собирали у жителей села Уни книги и создавали в красных уголках маленькие библиотеки. Помогали колхозам собирать золу, куриный помет для удобрения, сортировать семена, проверяли подготовку инвентаря к весеннему севу.
Пионеры-активисты 30-х годов
В довоенные годы внешкольные учреждения играли особую роль в воспитании, творческом развитии ребенка, организации пионерских отрядов, решая главную задачу - формирование нового мировоззрения подрастающего поколения через общественное воспитание. Растет авторитет пионерской и комсомольской организаций. Начинают действовать различные детские и молодежные общества и объединения: охраны природы, охраны памятников истории, книголюбов, юных друзей милиции, пожарных дружин, сводных отрядов по месту жительства, развивается система загородных лагерей.
В 1931 году в Унях начала работу детская техническая и сельскохозяйственная станция (ДТСХС): созданы столярные мастерские, радиокабинет, фотолаборатория, инкубаторий, техническая библиотека, крольчатник, опытный участок и кустарный сад. Директором станции был Артемий Васильевич Хаймин.
А. В. Хаймин родился 26 сентября 1915 года в деревне Б.Сюрны Фаленского района Кировской области. Отец, Василий Егорович, погиб на фронте в первую империалистическую в сентябре 1917 года. Летом 1919 года в течение одной недели умерли от тифа сначала мать, потом старший брат пяти лет, затем дед. Артемию не было еще и 4 лет, когда из семьи остался совсем один. В этой же деревне проживала бабушка по матери с семьей из 6 человек детей, не считая двух замужних дочерей. Муж у нее умер в начале войны. Жила она очень бедно, и поэтому не приняла внука в свою семью, а отдала в деревню Асалы Фаленского района к зажиточному крестьянину Шкляеву Меркурию без усыновления.
У Шкляева Артемий жил и работал с лета 1919 по январь 1924 года, когда сбежал в свою деревню и поступил в начальную школу, не смотря на требования бабушки, вернутся обратно. После окончания Сюрновской начальной школы, летом 1928 года, Артемий подал заявление в Унинскую школу второй ступени, приложив справку Рябовского сельского Совета, о том, что он по социальному положению батрак.
31 августа Артемий пришел в эту школу за 50 километров пешком и увидел свою фамилию первой в списке принятых учащихся.
С началом нового (1929-1930) учебного года начался процесс бурного роста пионерской организации. Во всех классах были созданы отряды. В числе других ребят комсомольская ячейка утвердила Артемия Хаймина вожатым пионерского отряда 5 класса «а». Это было его первое комсомольское поручение. Все отряды тогда были объединены в базу (дружину).
После окончания школы колхозной молодёжи отдел народного образования и школа направляли Артемия Хаймина учиться на подготовительные курсы в Вятский педагогический институт. Но райком комсомола распорядился по-другому, направив его на месячные курсы заведующих детскими техническими станциями в г. Нижний Новгород
В декабре 1933 года А. Хаймина перевели на работу в райком комсомола руководителем районной пионерской организации.
Коллектив ДТСХС 1937 год. Справа в кепке А. Хаймин |