Счастье великое, если человек трудится во Славу Божию. Хорошо, если
научается он этому в детстве или отрочестве, если малое его дело становится
большим и поддерживается взрослым сообществом. Воспитанница Центра внешкольной
работы посёлка Уни, девятиклассница средней школы Екатерина Шулепова взяла для
исследовательской работы непростую тему «Троицкая церковь села Елгань». Она
изучила литературу в местных архивах и библиотеке, собрала воспоминания
старожилов, фотографии, сделала и свои снимки. По совету педагогов подключила
видеоматериалы и Интернет-ресурсы. А самое главное – приняла участие в работах
по восстановлению храма. Приведём фрагменты
из труда начинающего исследователя.
Из истории храма
Е. Шулепова: В переводе с тюркского слово «Елгань» означает
«река наша», а со старославянского – «дорога к Богу нашему». В 1766 г. выборные
крестьяне обратились с прошением к епископу Великопермскому и Вятскому
Варфоломею выдать грамоту на строительство деревянной церкви, и 25 сентября
того же года храмозданную грамоту получили. Эта дата считается рождением села
Елгань. Через три десятилетия храм обветшал и не стал вмещать на богослужение
всех желающих. Люди задумались о новом храме, более внушительном по размерам и
архитектуре.
В ноябре 1799 года епископ Вятский Амвросий
удовлетворяет просьбу елганцев и выдаёт храмозданную грамоту на строительство
каменного храма в честь Святой Троицы с двумя приделами. Зодчим Свято-Троицкой
церкви являлся Филимон Меркурьевич Росляков – первый губернский архитектор. За
восемь лет работы в этой должности он составил для церковного ведомства и
приходов 128 проектов церквей, колоколен, сделал множество рисунков
иконостасов.
Свято-Троицкая церковь выполнена в
классическом стиле, характерном для архитектуры начала XIX века. Кирпичное здание церкви имело
продольно-осевую композицию, состояло из холодного храма с алтарём, четырёхярусной
колокольни (высота 32 м), соединённой с трапезной крытым переходом. Наружный
декор очень простой и строгий. Отделка
интерьера – штукатурка с известковой окраской. До сих пор сохранились красивые
росписи – святые евангелисты Иоанн и Лука, – выполненные неизвестным
художником. Строительство храма на средства прихожан продолжалось девять лет.
Кирпич делали в 2 км от села на Семёшинском поле. Это место и сейчас называется
«кирпичные сараи».
К 1913 году в Троицкой церкви было
пять престолов: в холодной церкви главный Свято-Троицкий, правый – в честь
Успения Пресвятой Богородицы, левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В
тёплой церкви правый – в честь Святителя
Иоанна Златоуста, левый – в честь св. Алексия Человека Божия. При храме
было открыто церковно-приходское попечительство, работала школа.
Гонения
События государственной и церковной
жизни первой половины XX века во многом оказались трагическими: гражданская война и
братоубийственное кровопролитие, борьба за власть, открытое гонение на церковь.
Главным оружием в борьбе с религией оставались аресты, ссылки и расстрелы
верующих, разрушения храмов. Последним священником, служившим в елганской
церкви, был о. Николай Утробин. Служил он с 1906 года. Девятого декабря 1937
года Особой Тройкой при УНКВД Кировской
области был обвинён по статье 58 п. 10 УК РСФСР и подвергнут высшей мере наказания
– расстрелу. Реабилитирован 14 апреля 1989 года.
После закрытия церкви в 1933 году в
Елгани состоялось собрание верующих, после чего разрешено было проводить
службы. В 1935 году по решению облисполкома церковь снова закрыли и начали
крушить. Сломали алтарь и церковную ограду. Колокола сбросили ещё раньше и
разбитые куски увезли в Фалёнки. Православная община, председателем которой был
избран Егор Иванович Шутов, пыталась выстоять, на добровольные пожертвования
продолжать службы. Но Унинский райсовет, опираясь на постановление ВЦИКа и СНК «О
религиозных объединениях» в 1941 году окончательно закрыл церковь. Помещение
решено было использовать под культурные
мероприятия. На самом деле по 1952-й год там находилось зернохранилище. Ещё 15
лет размещалась подстанция, пока не сгорела. Потом здание как-то подправили,
отремонтировали, и с 1974 года по декабрь 2007 года в бывшей церкви поселились
Дом культуры и библиотека.
Старожил Василий Александрович
Вотинцев в беседе высказался: «Больно, что идёт такое расслоение общества, упадок
всех устоев. Надо как-то людей в русло вводить, может быть, церковь объединит
людей. Давайте восстановим церковь, всё-таки это лицо Елгани. Она создаёт
красоту своеобразную. Люди пойдут в церковь, а один – два раза человек,
посетивший службу, уже что-то мыслит немножко хоть чуть-чуть, к лучшему
направляются мысли, может, меньше будут пить и вообще будут думать о жизни
нормальной, которой нас учили родители. Всё-таки у нас эта вера в Господа
досталась от родителей».
Устали елганцы смотреть на крепкий
остов не развалившейся, но претерпевшей немало на своём веку церкви. Да и
хочется бренной душе найти успокоение именно в её стенах, сохранить самобытный
памятник архитектуры. Молебный дом стал уже стар, и места там маловато, а до
райцентра не каждый может добраться. На сходе перед новым 2008 годом селяне
решили своими силами восстановить храм, да так, чтобы он задышал прежней
жизнью.
Возрождение
Из воспоминаний Валентины Михайловны
Бронниковой: «Сначала мы собрали подписи под прошением в Вятскую епархию на имя
Владыки Хрисанфа, чтобы разрешили восстанавливать церковь. Оттуда получили
«добро». Приехал батюшка из Уней о. Димитрий Львов. Избрали совет по
восстановлению церкви, куда вошёл наш старший В.А. Вотинцев, ну а на меня
возложили обязанность учитывать денежные средства».
Е. Шулепова: Редко кто в селе не
вложил денежную лепту в возрождение церкви. Откликнулись земляки из Уней,
Кирова и области. Прислали финансовую поддержку из Санкт-Петербурга, Тольятти,
Архангельской, Вологодской, Костромской областей, из Республики Коми. Собрали
достаточно большую сумму и заказали главную икону – Христа Спасителя. Были
большие сомнения в возможности восстановить здание, так как оно долгие годы
стояло без ремонта.
Реставрацией церкви занялись все
желающие, в основном – пожилые люди. Сформировалась сплочённая бригада – В.М.
Бродникова, М.Н. Юркина, Т.А. Вотинцева, В.М. Едигарева, И.А. Леушина, А.П.
Пепеляева и др. Постепенно присоединилась к общему делу и молодёжь. Женщины
занимались наведением чистоты в самом здании, что оказалось делом нелёгким:
старую штукатурку и краску приходилось счищать со стен. Большую помощь оказала
Галина Сизихина (работница СПК «Елгань»). Она оштукатурила стены и сам купол. А
наличники у окон обновляли школьницы Татьяна Едигарева и Настя Вотинцева.
Из рассказа В.А. Вотинцева: «Было
очень много работы сугубо мужской. Крыша храма пришла в негодность, её всю надо
было перекрывать. Так как железо купили непрофильное, то всё пришлось делать
вручную. Нашли специалиста Анатолия Вотинцева, и он показал, как надо делать.
Мужчины Олег Жигалов, Алексей Шаклеин, Алёша Жигалов покрыли крышу, заменили
купол. Это было очень серьёзное дело. Особенно старался Олег Жигалов, он у нас
мастер по высотным работам. Крест поднимали с особым усердием. Конечно, трудности
были, но всё у нас с Божией помощью получилось».
Великое
дело
Е. Шулепова: Не остались в стороне от трудов
по возрождению храма и дети. Очень помогли ребята из коррекционной
школы-интерната (педагог Л.М. Чиркова). Они приехали и славно потрудились,
сделав большой объём работ. Направлял в село дополнительную силу по программе
организации общественных работ Центр занятости. Сталкиваясь с трудностями,
елганцы не отступали, день за днём двигались вперёд. Часто приезжал из Уней о.
Димитрий Львов, настоятель храма в честь св. Александра Невского, благословлял,
советовал, иногда и сам подключался к бригаде.
В мае 2010 года за три дня до
праздника Троицы о. Димитрий Львов по благословению митрополита Вятского и
Слободского Хрисанфа совершил положенное богослужение для великого освящения
храма. Состоялось Всенощное Бдение, а на следующий день – Божественная
Литургия. В день Св. Троицы 20 мая
елганцы и жители близлежащих деревень спешили с утра на службу во вновь
открывшуюся после долгого-долгого перерыва Троицкую церковь. Она встретила
прихожан красивым внешним видом и обновлённым внутренним убранством. Служил
священник Анатолий Баталов. Уроженец елганской земли, он приехал из г. Кирс со
своими певчими.
Лица верующих светились от счастья, от
благолепного пения молодых мужских голосов душа возвышалась к Богу. «Где
церковь, там и Дух Божий, и всякая благодать» (Святитель Ириней Лионский).
Екатерина
Шулепова при участии педагогов
Центра
внешкольной работы посёлка Уни и
областной
школы юного исследователя «Стимул» г. Кирова
|